небесный покровитель

12 001_(1)Преподобный старец Василиск

Заступник наш родной Туринский-
Сибирский старец Василиск
Был кротким и смиренным с детства.
Всем сердцем Бога возлюбил,
И сделав крылья из перьев,
Он к Господу взлететь решил.
Но как Василий не старался –
Не оторвался от земли.
И понял он: не в крыльях дело,
А в глубине своей души.
В лесах сибирских подвизаясь,
Молитву Господу творил.
Отцу Зосиме Василисче
Духовным братом в жизни был.
Вся жизнь святого Василиска
Для нас пример любви большой
И заповедей исполнения,
И сердца чистоты святой.
Заступник наш родной Туринский –
Сибирский старец Василиск,
Ты с Преподобными прославлен
И Господу о нас молись.
Преподобный старец – мистик исихаст

Василиск Туринский (Сибирский).

Обратитесь мыслями в пустыни, чудо и славу там увидим! Самому Христу уподобляются живущие там святые. Преподобный Ефрем Сирин. Родом преподобный Василиск из Тверской губернии, деревни Иваниш, Калязинского уезда. Родился в конце 30-х или в начале 40-х годов XVIII столетия. При крещении был наречен именем Василий. Родители его, Гавриил и Стефанида, относились к экономическим крестьянам, т.е. монастырским, принадлежали к низшему податному сословию. Слыша от родителей еще в детском возрасте, что кротостью, смирением и послушанием Богу угодили все святые, Василий стал особенно перед всеми смиряться и терпеливо переносить огорчения. С детства любя церковные службы и поучения, внимал каждому слову. Особенно любил слушать проповеди архимандрита Гавриила (Петрова), который впоследствии был митрополитом в Петербурге. Отрок Василий горячо молился Богу, всем сердцем предавая себя Его воле. Так преуготовлял он себя для будущего молитвенного подвига. Тогда же начал он размышлять о Небе, ангелах, о Боге. Мало-помалу рос Василий, больше узнавал от отца, от благочестивых людей о жизни христианской, о святых угодниках, о подвижниках. В родном Калязине, в местном монастыре, который всегда был перед взором Василия, почивали мощи преподобного Макария Калязинского. Этот святой, родом из бояр, ни во что вменил все почести мира и отдал себя на служение Христу. Так впечатлился Василий подвигом преподобного Макария, что захотелось и ему все оставить ради Христа. Когда Василий подрос, отец отдал его пасти скот. Пастушеский труд приучал его терпеливо переносить лишения, а скудная пища воспитывала воздержание. Стадо он оставлял пастись самостоятельно, а сам предавался молитве. С юности возжелал Василий иноческого жития. Настоятелем Введенского монастыря под Москвой отцом Клеопой (учеником преподобного Паисия Величковского) он был благословлен на безмолвное пустынное житие. Около двадцатилетнего возраста Василий отправляется в Брянские леса к пустынножителям – иеромонаху Адриану и его ученикам. Старец Адриан увидев, что Василий богоугодной своей жизнью превосходит всех учеников, за повиновение, кроткий нрав и смиренномудрие постриг его в монашество с благословением всю свою жизнь провести в пустынножительстве. При постриге Василию было наречено имя Василиск. Старец Василиск от Господа был наделен даром духовного рассуждения и толкования Священного Писания. Около 1788 года старец Василиск переселяется в Коневскую обитель Санкт – Петербургской епархии, где подвизается в 3-х верстах от монастыря в отшельничестве со своим учеником и духовным другом монахом Зосимой (Верховским) 10 лет. Старец Василиск сокровенно носил жесткую власяницу. Здесь от монаха Зосимы отец Василиск впервые узнает об Иисусовой молитве, и в малое время, при помощи Божией, далеко успел в молитвенном подвиге, достигнув благодатной непрестанной молитвы – высшей формы Иисусовой молитвы и внутреннего мира. Получал великие утешения от Бога, сподоблялся видений: Христа – Младенца, рая, мучительных мест, прозревал будущее награды праведных и наказания грешных, видел иногда кончину мира. Сердце услаждалось ощущением любви к Богу и ближним. Оптинский старец Варсонофий (Плиханков) пишет о нем: «Старец Василиск был человеком простым. Но непрестанное творение Иисусовой молитвы открыло ему великие тайны Божии». По благословению своего духовного отца старца Адриана старец Василиск вместе со старцем Зосимой после долгого путешествия прибыли в сибирские пределы, где в пустынножительстве подвизались 24 года, по прошествии которых открыл Господь новую стезю старца – пастырскую. Подвиги и духовные качества боголюбивого старца Василиска были уже хорошо известны благочестивым людям России. И чем глубже он скрывался в лесах и пустынях, тем больше слава о нем распространялась в российских городах и селах и в самой столице. К 1820 году вокруг старцев сложилась женская община, ищущих назидания, наставления и спасения своих душ. В 1822 году старцы вместе с 12 сестрами указом Святейшего Синода прибыли в город Туринск Тобольской епархии. В 1604 году в Туринске был основан Свято – Николаевский мужской монастырь, который был упразднен в 1864 г. и возобновлен старцами как женская обитель по благословению Тобольского архиепископа Амвросия (Келембета), стараниями Московского владыки Филарета (Дроздова), князей А.Н. Голицына и П.С. Мещерского. В книге «Житие и подвиги схимонаха Зосимы» об этом говорится так: «Великий град Великого Петра помнил еще великих старцев своих Коневских. И лишь только отец Зосима, как воскресший из могилы глубокого многолетнего безмолвия, явился в северной столице, как обратил на себя всеобщее внимание. И духовные и мирские, и знатные и простые желали видеть и слышать дивного пришельца из лесов сибирских… Из духовных особ Московский владыка Филарет, присутствовавший тогда в Святейшем Синоде, более всех оказал свое благорасположение к пустынному старцу… А из вельмож князь Александр Николаевич Голицын, бывший тогда министром духовных дел, обер-прокурор Святейшего Синода князь П.С. Мещерский и Генерал Штер весьма полюбили старца. Князь Голицын спросил однажды у него: «Жив ли старец твой, угодник Божий Василиск, и с его ли согласия начинаешь сие дело?» Тогда старец Зосима показал князю лоскуток бересты, на коей отец Василиск написал ему свое благословение на сие дело и желание успеха. Князь, с чувством усердия поцеловав сей лоскуток бересты и строки на ней, написанные рукою Василиска, сказал: «Теперь все будет сделано». И точно, преосвященнейший Филарет Московский, и князья Голицын и Мещерский сделали представление Государю Императору Александру Павловичу, и именным повелением определено: «Туринский монастырь возобновить и обратить в женский». Расположен монастырь на горе, с одной стороны под горою река Тура, с двух же сторон почти нет жилья, а вдали видны луга поля и леса; только с четвертой стороны – не очень близко город Туринск. Население города и его окрестностей было исключительно православным. Старцу Василиску срубили келейку в восьми верстах от обители. Преставился старец Василиск ко Господу в городе Туринске в Свято – Николаевском женском монастыре 29 декабря 1824 года. ст.ст. (11 января 1825 года н.ст.). О времени своего исхода старец возвещен был задолго. Почил старец Василиск с Иисусовой молитвой на устах и с тремя перстами, сложенными для совершения крестного знамения. Погребен был в том же монастыре с северной стороны Вознесенского Храма. От роду ему было более 80 лет, в пустынном житии провел старец более 60 лет, из которых 40 лет посвятил Иисусовой молитве, достигнув высшего ее делания – чистой созерцательной благодатной молитвы. Наружный вид старца Василиска Туринского был таков: малого роста, сух телом, волосы имел темно-русые, бороду небольшую, лоб возвышенный, нос невелик и широковат, видом был приятен. Неоднократно в своих сочинениях о великом старце – мистике упоминает святитель Игнатий Брянчанинов. Так, в своем «Слове о смерти» он пишет: «В наше столетие, сколько известно писавшему это Слово, два инока сподобились зреть душу свою исшедшею из тела во время молитвы: Сибирский пустынник монах Василиск, скончавшийся 1824 г. и Никифоровской пустыни схимонах Игнатий, скончавшийся в 1852г.». О значимости духовного опыта монаха Василиска свидетельствуют в своих трудах также Оптинские старцы преподобные Макарий (Иванов), Амвросий (Гренков). Другом и сотаинником старца Василиска отцом Зосимой были записаны 75 благодатных действий Иисусовой молитвы, которые испытывал великий старец – исихаст Василиск Туринский. Молитвенный опыт преподобного Василиска является продолжением многовековой традиции умной молитвы, изложенной в творениях преподобных Григория Синаита, Симеона Нового Богослова, Исихия Иерусалимского, Симеона Студита, митрополита Филадельфийского Феолипта. Рукопись «Повествование о действиях сердечной молитвы старца – пустынножителя Василиска, записанное его учеником схимонахом Зосимой Верховским» хранилась в Подмосковном монастыре, более известном под названием Зосимовой пустыни, а списки с нее на Святой горе Афон на Карулии, в Оптине. «Житие блаженного старца Василиска, написанное учеником его Зосимою Верховским» несколько раз издавалось еще в царской России. Ныне жития старцев Василиска и Зосимы выпущены не один раз в Греции, Америке, на Кипре, переведены на немецкий, французский, английский языки. Нужно добавить, что проявление святости у старца Василиска Туринского было крайне редкое и не подлежит подражанию обыкновенному человеку. Вся жизнь старца Василиска являет нам собой пример полного самоотречения ради Господа, ради наследования Царствия Небесного и ревностного последования за Господом, подлинного исполнения Евангельских заповедей о любви к Богу и ближним. Не обладая никакой мирской мудростью, он был удостоен от Господа премудростию «свыше». Сознавая и почитая себя «малейшим» в мире сем, он сподобился стать великим о Господе и засвидетельствовал своим примером истинность Евангельских слов: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». (Мф. 5;8).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *