история монастыря

Храм2Туринский Покровский девичий монастырь основан в 1604 году, вскоре по основании (1600 г.) Туринского острога. По открытии в Сибири епархии первый ее Преосвященный архиепископ Киприан (Старорусеников) в 1621 году при следовании своем в город Тобольск узнал, что в Туринском девичьем ПокровскомХрам1 монастыре не было установленного порядка. Монахини и монахи жили в одной церковной ограде и не было у них ни игумена ни игуменьи, кроме одного священника, для отправления богослужения. Посему Преосвященный послал в город Туринск иеромонаха Макария с двумя монахами, чтобы в тамошнем монастыре ввести надлежащее установление. Иеромонах Макарий, живши там, отделил монахов в построенный в 1624 году Николаевский мужской монастырь; возле Ямской слободы, в нагорной части города, при реке Туре, обтекающей монастырь с восточной стороны, а монахини оставлены в женском Покровском. Но церковь Покрова в 1740-х годах была уже в числе приходских, и, следовательно, Покровского девичьего монастыря тогда уже не было.

Монастырь основан первоначально как общежительный мужской Николаевский монастырь в 1624 году.

Первая, построенная в мужском монастыре деревянная церковь была во имя Святителя Николая; при ней находился придел, к северной стороне, во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия. Иконостас означенной церкви был самый простой и незатейливой работы. Икон замечательных в каком-либо отношении не было, кроме резной иконы Святителя Николая, к которой монахи и миряне имели глубокое благоговение, что и доказывали усердным служением молебнов и различными прикладами.

В 1775 году в Николаевском мужском монастыре заложена каменная церковь в честь Вознесения Господня, с каменною же колокольнею, на пожертвования доброхотных дателей, и старанием Туринского воеводы Ивана Андреевича Панаева. Означенная церковь окончена постройкою через 10 лет и освящена в 1785 году строителем-иеромонахом Иовом, по благословенной грамоте Преосвященного архиепископа Варлаама (Петров). К Вознесенской церкви пристроено еще два придела: первый – во имя Одигитрии Божией Матери, с южной стороны, а второй – во имя Святителя Николая, с северной стороны. Оба придела освящены 16 октября 1778 года тюменским архимандритом Владимиром, протоиереем Лапиным и строителем иеромонахом Евмением по благословенной грамоте того же Преосвященного Варлаама. Три монастырских иконостаса убраны хорошей резьбой и вызолочены червонным золотом.

До 1815 года в ограде Николаевского мужского монастыря было небольшое деревянное здание, которое занимало Туринское духовное правление для присутствия. Правление пользовалось безмездно от женского монастыря отоплением, освящением и охраной.

В Туринском Николаевском мужском монастыре с основания его, как видно из архивных бумаг, настоятелей было всего 22: 5 – игуменов, 16 – строителей-иеромонахов и один управляющий, вдовый священник.

В 1820 году отставной поручик из смоленских помещиков Захарий Богданович Верховский с товарищем – духовным другом и отцом, крестьянином Тверской губернии Василием (тайные постриженики в монашество, первый под именем Зосимы, а второй – Василиска), странствуя по святым местам, вознамерились искать в глубине Сибири уединенного и пустынного места для безмолвного жительства и спасения душевного. С этой целью они достигли города Кузнецка Тобольской (в то время) епархии и остановились в 40 верстах от него – на восток, около деревни Сидоровой, в которой ближайшая церковь была в 25 верстах в селе Красный – Яр. Здесь окрестные сельские и городские жители, познакомившись с пришельцами, узнали их богоугодную жизнь начали посещать их и снабжать всем нужным. В числе первых благодетелей были благодетельницы которые даже переселились из города на жительство в пустыню к монаху Захарию и подчинили себя пустынным уставам и правилам, всего до 10 человек. По особенному настоянию собравшихся богомолец — просительниц, Зосима обратился для устроения общежития к Преосвященному архиепископу Амвросию I (Келембет) с просьбой уступить для водворения собранных им богомолец какой-либо из мужских монастырей в Тобольской епархии, из которых некоторые в то время были почти без монашествующих. С согласия Преосвященного, Зосима избрал Туринский Николаевский мужской, заштатный монастырь. Он лично явился в Святейший Синод с прошением об обращении заштатного Туринского Николаевского мужского монастыря Тобольской епархии в женское общежитие, для водворения в оном пожелавших провождать уединенное житие с оставлением угодий, бывших за мужским монастырем, и производимой милостивой дачи по 300 рублей ассигнациями с тем, чтобы начальницы были избираемы из среды их; в духовном управлении зависело бы от епархиального начальства, но без отчетов перед консисторией, и чтобы дозволено было ему, Верховскому, иметь попечение о первоначальном устроении и по временам для учреждения порядка посещать оное.Храм3

Святейший Синод по представлению Тобольского Преосвященного Амвросия 1 (Келембет) положил Туринский заштатный мужской монастырь обратить в женское общежитие и внес это положение при докладе Государю Императору Александру I. Доклад этот 13 февраля 1822 года удостоен высочайшего утверждения в следующем содержании: 1) иметь оное общежитие на праве третьеклассных женских монастырей с положенным числом монахинь; 2) чтобы настоятельница в оном избираема была из среды их; 3) исправление строений и прочее поручить попечению поручика Верховского, которой не нарушая уединенного жития, удобнее может исполнять сие, жительствуя вне монастыря; 4) общежитию сему быть в заведовании епархиального начальства, но без требования от попечителя оного по управлению экономической частью, отчетов; 50 в отношении образа жизни имеющих водвориться в сие общежитие имеют поступать они, сообразно с общими правилами монашеского жития, а исправление церкви оного треб, относящихся до мирских людей, не допускать; 6) в церкви оного общежития для исправления служения определить священника и двух причетников с жалованием: первому – по 250 рублей, а последним – по 125 рублей, всего 500 рублей ассигнациями в год, на которое определить производимые в милостную дачу 300 рублей, а остальные 200 рублей из процентов капитала 5000 рублей, вложенного просительницами и документами, за монастырем утвержденного, прочую же сумму, имеющую поступать, равно и прежние угодья, бывшие за мужским монастырем, оставя, предоставить распоряжению общежития на поправление зданий монастырских и на устроение домов священнослужителям, которые должны быть вне монастыря и под которые отвести потребное количество усадебной и огородной земли.

Монастырские угодья были: а) Пушкарево в 40 верстах от монастыря – 1076 десятин и 1052 сажен; б) Казаково в двух верстах от монастыря – 15 десятин и 746 сажен; в) Попово в 10 верстах – 812 десятин 858 сажен; г) по речке Шайтайке – 21 десятина, 2377 сажен; д) внутри Коркинской волости в двух местах – 43 и 70 десятин; е) три озера Окуневы; в первом – 18 десятин 221 сажен, во втором – 6 десятин 734 сажени и в третьем – 10 десятин 1851 сажен.

В 1823 году высочайше определено к женскому монастырю три штатных служителя с жалованьем каждому по 21 руб. 22 коп. ( Из указа консистории от 21 июля, № 1682).

С учреждением девичьего монастыря начали управлять им очередные настоятельницы, избираемые из находящихся там монахинь. Первой настоятельницей была рясофорная Александра (Настасья Николаевна Васильева), потом дочь ее, также рясофорная Рахиль (Наталья Матвеевна).

Жители Туринска для старца Василиска, не пожелавшего жить в ограде женского монастыря, вскоре после его учреждения построили особую келью в 10-11 верстах от женского монастыря, на монастырской земле (на пашнях). Но в 1824 году по причине слабых физических сил и старости старца Василиска перевели в женскую обитель, где он 29 декабря скончался, имея от роду 80 лет, и погребен близ монастырского соборного алтаря на северо-восточной стороне храма. В скором времени над могилой старца Василиска была устроена восьмигранная каменная часовня, фундамент которой, сохранился до настоящего времени, как и фундамент трех престольного каменного монастырского храма.

В 1825 году 24 января по указу Святейшего Синода прописанном в указе консистории за № 478, попечителя женского монастыря, поручика Захария Верховского, велено от сей должности удалить.

 

После управления очередной настоятельницы Рахили с 18 июля 1827 года, начала управлять казначея, рясофорная Зинаида.

В сентябре того же года определена настоятельницей Туринского женского монастыря из Екатеринбургского девичьего монастыря монахиня Амфилохия.

В 1828 году определена настоятельницей монахиня Енисейского монастыря Пульхерия, а 22 сентября 1829 года Преосвященным архиепископом Евгением возведена в сан игуменьи.

В 1839 году управляла женским монастырем игуменья Илария из местных сестер.

В июле 1844 года 4 августа прибыла в монастырь из Новгородского Святодухова монастыря монахиня Афинодора и 15 августа того же года Преосвященным епископом Владимиром возведена в сан игуменьи.

По ходатайству игуменьи Афинадоры 8 мая 1846 года разрешено производить постройку каменной монастырской ограды вокруг монастыря с двумя башнями по углам.

В 1847 году 29 июня по представлению игуменьи Афинадоры в женском монастыре открыто училище для детей женского пола. Обучают закону Божьему, русской грамматике, арифметике и чистописанию. Учитель закона Божьего – монастырский священник, а прочих предметов – учителя уездного училища и некоторые из самих монахинь; учениц ежегодно бывает более 30 человек.

В 1856 году слит новый благовестный колокол весом 265 пудов.

В 1863 году внутри женского монастыря находится каменная церковь одна, каменная дома – два, деревянные здания – шесть, и разные хозяйственные постройки.

В 1863 году в Туринском Свято-Николаевском женском монастыре было: игуменья – 1, монахинь – 16, рясофорных – 37, неутвержденных – 81, воспитанниц – 3. Итого – 138, и учениц в училище – 36.

Первое занятие монахинь – молитва, сверх того, между главными иноческими обязанностями некоторые заведывают разными частями по церкви и монастырскому хозяйству. Некоторые монахини, а также воспитанницы и послушницы занимаются разным рукоделием. Они плетут кружева, вышивают золотом, шелками, и бисером, приготовляют разные церковные принадлежности, как-то: покровы, воздухи, пелены и дорогие плащаницы по бархату для продажи на ярмарке в Ирбите, отстоящем от Туринска в 60 верстах, а также вышивают поименованные церковные принадлежности и по заказам в разные места.

Тяжелые труды лежат на простых женщинах, которым распределены работы: приготовление пищи, уход за скотом, шитье одежды и обуви, тканье холста, пряжа ниток, крашение тканей, летом огородничество, чистота во дворе и зданиях монастыря, некоторые летом живут на угодьях, принадлежащих женскому монастырю и производят работы по земледелию и сенокосу.

Особенно следует упомянуть о заимке на Поповой даче, которая находится в 10 верстах от женского монастыря и занимает площадь в 812 десятин. В прежние времена на Поповой даче было устроено только несколько простых избушек и при них баня для рабочих; назначение их было для летних ночевок для летней страды. В бытность игуменьи Августы на этой заимке устроено несколько домов с часовнею, при которой на столбах устроена колокольня; для скота выстроены очень удобные крытые сараи и монастырское хозяйство преимущественно сосредоточено на этой заимке. С устройством постоянной заимки, там зимует рогатого скота более 50-и голов, лошадей до 50, овец – 40. Земля засевается 67 десятин: 25 десятин – репы, 28 – овса, 5 – пшеница, 7 – ячменя, 2 – десятины гороха, а остальные земли находятся под лесом и сенокосом, на котором ставится сено более 2 тысячи копен. Заимка местами довольно живописна, особенно по речке «Лопатиной», где когда-то жил и подвизался старец Василиск, из памяти к коему эта заимка до сего времени посещается благочестивыми людьми.

После угодий источником к содержанию монахинь Туринского женского монастыря служит свечной завод, который открыт при вышеупомянутой игуменьи Августы в 1875 году и выделывается свечей до 400-900 пудов и более. Надо сказать к чести женского монастыря, что Туринский свечной завод выделывает свечи высокого качества по белизне воска и чистоте отделки.

Благодаря по именованным источникам средств к содержанию женского монастыря, таковой мог бы существовать безбедно; но постигавшие его пожары ослабляли благосостояние женского монастыря. По архивным документам, первый разорительный пожар произошел 1805 году, позднейший пожар был 27 апреля 1888 году в среду на Святой Пасхе. Сгорело восемь деревянных жилых домов, все завозни, амбары, бани, погреба, кладовые, сеновал. Кроме того сгорело 2200 пудов разного хлеба и другие запасы продовольствия; из хозяйственных принадлежностей уцелела самая незначительная часть. Большой убыток понесен монастырем от утраты воска, который был разложен на лавах для беления воска. Утратилось 131 пуд на сумму около трех тысяч рублей. Свято-Николаевский женский монастырь вновь начинает обстраиваться.

Достопримечательностей при женском монастыре особенных нет, если не считать места погребения при нем некоторых лиц, именно: с южной стороны около храма в монастырской ограде, похоронен бывший Тобольский губернатор П. Чебыкин, который жил в городе Туринске около года в отставке. Памятник над его могилою весьма скромный. Обращает на себя внимание могила старца Василиска, над которою положена мраморная плита с надписью и построена каменная часовня. Под другими памятниками покоятся настоятельницы монастыря и священнослужители, умершие на службе при монастыре; из них особенно долго служил на священнической должности протоиерей Иоанн Кириллович Тихов, около 30 лет.

Из особенно выдающихся благочестивых обычаев в монастыре нужно указать на следующее: инокини принимают участие в крестном ходе по городу в неделю о Слепом, в пятое воскресение по Пасхе и в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, 26 июня. Оба эти крестные ходы начинается от собора, куда приносятся в эти дни из всех городских церквей иконы и хоругви и при участии всего городского духовенства в сопровождении множества молящихся, бывает крестный ход к женскому монастырю, при входе в ограду которого местным монастырским священником служится водосвятный молебен, а так же крестный ход бывает в день великомученицы Параскевы по монастырским полям на заимке Попова, где есть часовня и служатся молебны.

В 19 веке Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был достаточно широко известен в Сибири. В городе Тобольске в доме Менделеевых останавливалась во время своих поездок матушка Игуменья. Собиралась уйти в Туринский женский монастырь Аполлинария Менделеева – сестра гениального химика Д.И.Менделеева. О приезде игумении М.Д.Менделеева писала в город Омск своей старшей дочери Е.Д.Капустиной. В Омском доме Капустиных принимали Туринских монахинь.

Полных и основательных о продолжении существования Туринских монастырей в 17-19 столетиях сведений не имеется.

В 1920-1922 годы Туринский Свято-Николаевский женский монастырь был закрыт и разорен. Взорван и разобран трехпрестольный монастырский храм, колокольня, каменная монастырская ограда, монашеские корпуса, разорены часовня – склеп над могилой старца Василиска, надгробные памятники и монастырское кладбище. На совести советского активиста Филимона Отрадных «утилизация» Туринского Свято-Николаевского женского монастыря, из которого он изгнал 124 монахини «за их религию и пропаганду против советской власти». В дальнейшем на территории монастыря располагались: детская колония для девочек из репрессированных семей, детский дом и автошкола ДОСААФ (ОСТО).

Получив святительское благословение Преосвященного Никона (Миронов), епископа Екатеринбургского и Верхотурского к возрождению монашеской жизни, первые насельницы в количестве шести человек, 27 июля 1994 года прибыли в этот древний городок.Храм4_(3)

После долгих десятилетий на Туринской земле вновь засветилась свеча монашеского делания. Молитва – основа основ монашеской жизни. 1 марта 1996 года состоялся факт передачи в пользование комплекса зданий и территории Туринскому Свято-Николаевскому женскому монастырю. Здания и корпуса женского монастыря находятся в крайне аварийном состоянии и требуют капитального ремонта и восстановление обители.

Внутренний порядок монастыря и послушания насельниц обители совершается по правилам общежительных монастырей православного монашества. Прежде и более всего уделяется внимание на внутреннюю духовную сторону, а затем на внешнюю на сколько это прилично. Общим достоянием обители почитается молитва, труд, чтение псалтири, поучение святых отцов, стремление к жизни целомудренной и праведной. Связанные Христовою любовью и единомыслием во спасение душ своих и многоразличные послушания сестер — насельниц на пользу женской обители и вообще все то, что служит к улучшению благосостояния женского монастыря. Духовное развитие насельниц монастыря не может останавливаться. Большое влияние на ход полноценной духовной монастырской жизни сестер имеет окружающее их общество, которое ищет в монастыре благословение, утешение, молитвы, наставления.

Женский монастырь имеет подсобное хозяйство: скотный двор, монастырские огороды, земельные угодья под сенокошение, а так же занимается разведением цветов и фруктового сада на территории обители.

Туринский Свято-Николаевский женский монастырь признан архитектурным памятником Туринского района (местного значения).

Состоялось общецерковное прославление двух сподвижников, великих делателей Иисусовой молитвы преподобных Василиска Туринского — Сибирского (1824, память 29 декабря/11 января) и Зосимы Верховского (1768-1833, память 24 октября/6 ноября). Преподобный старец Василиск Туринский прославлен в лике святых Екатеринбургской епархии в январе 2004 года, а преподобный Зосима – в лике святых Московской епархии в 2000 году. Святость их жизни и высота совершенного подвига засвидетельствована многими современниками. Память о преподобных старцах с благоговением почитается в различных местах нашего Отечества, где они совершали монашеские подвиги: в Рославльских и Брянских лесах, в Коневском Рождества Богородицы монастыре, в Кемеровской епархии, Сибири и других регионов России. Жития преподобных Василиска и Зосимы были переведены на английский и греческий языки и получили широкое распространение среди православных в Греции, на Кипре, а также в Северной Америке, где, например, житие преподобного Зосимы было издано уже три раза.

Весной 2005 года по благословению Преосвященного Викентия (Морарь) архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского началось возведение пятикупольного храма в деревянном исполнении на территории Свято – Николаевского Туринского женского монастыря.

19 мая 2005 года им же был совершен чин освящения при основании церкви и водружен крест на месте будущего алтаря. Через год, милостью Божией, строительство храма во имя преподобного старца Василиска Туринского было завершено и 02 июня 2006 года Высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский совершил чин освящения храма, по окончании которого в новопостроенном храме была отслужена первая Божественная Литургия. В настоящее время в храме преподобного старца Василиска Туринского проводятся регулярно богослужения.

В 200 году создан благотворительный фонд в честь Василиска Туринского.

По архитектурному проекту застройки территории

Свято – Николаевского женского монастыря осенью 2006 года началось возведение каменной монастырской ограды с двумя по углам башнями и трехэтажного каменного сестринского корпуса.

06 марта 2011 года Владыкой Викентием совершено освящение сестринского корпуса. На первом этаже размещаются: прачечная, кухня, трапезная, на втором и третьем этажах – сестринские кельи на 30 насельниц.

С Божией помощью, в проекте на месте до основании разрушенного каменного трехпрестольного монастырского храма планируется осуществить строительство каменного трехпрестольного храма в честь Вознесения Господня и два придела в честь Святителя Николая и Божией Матери «Одигитрия» , а также игуменского одноэтажного и паломнического трехэтажного корпуса в каменном исполнении.

Престольные праздники Свято – Николаевского женского монастыря совершаются в честь Святителя Николая Мирликийского Чудотворца 22 мая, 19 декабря, а так же в честь преподобного старца Василиска Туринского 11 января. Особо чтимая икона женской обители — Божией Матери «Тихвинская» под покровом Которой находится с момента восстановления женского монастыря и по сей день. Празднование иконы Божией Матери «Тихвинская» 9 июля.

One thought on “история монастыря

  1. Великая и трагичная история святой монастырской обители взволновала сердце.
    Думаю, что современная страница истории монастыря, открывшаяся 27 июля 1994 года с прибытием в Туринск шести совсем молоденьких послушниц, инокини Веры и монахини Елисаветы достойна памяти их предшественниц.
    Поздравляем Матушку Игумению Елисавету и всех сестер с великим праздником Рождества Христова! Будьте здоровы и Бог вам в помощь в ваших делах.
    С любовью ко всем вам и низким поклоном, Никифоровы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *